воскресенье, 27 февраля 2011 г.

33,9-25,03 млн лет назад.Эпоха Олигоцена.

      

Олигоце́н это (греч. λίγος — «немного» + καινός — «новый») — последняя эпоха палеогенового периода, начавшаяся 33,9 миллионов лет назад и закончившаяся 23,03 миллионов лет назад. Эпохе олигоцена предшествует эпоха эоцена, а последовательницей является эпоха миоцена, открывшая неогеновый период.
 Олигоцен, промежуток геологического времени от 38 до 25 млн. лет назад. Третья из пяти эпох третичного периода в кайнозойской эре. На протяжении олигоцена произошло похолодание климата. Широкое развитие получили млекопитающие, включая ранних слонов и мезогиппусов, предков современной лошади. В эту эпоху вымирают более древние виды млекопитающих.
                                                                  История
     Выделен в 1855 немецким геологом Г. Бейрихом. Подразделяется на две, иногда на три части. Разделение олигоцена на ярусы носит местный характер.

                                                                 География
    В олигоценовую эпоху индия пересекла экватор, а Австралия наконец-то отделилась от Антарктиды.
             В олигоцене больше не существовало соединения через Атлантический океан между Европой и Северной Америкой. Америка все еще была соединена с Гренландией, а через Берингов пролив и с Азией, которая простиралась на север значительно дальше, чем теперь.

            Африка поднималась совершенно отдельным материком, но ее современные (западный и восточный) берега находились еще под водой, так же как и Мадагаскар. Европа представляла собой большой остров, в состав которого входили Скандинавия и северная половина Западной Европы. Англия образовала второй остров.
              Вся остальная часть Европы была залита Тетисом, который сообщался через Персию с Индийским океаном, а через Западно-Сибирскую низменность - с Северным полярным морем. Южная Америка большую часть периода сохраняла изолированное положение, но на краткое время она соединилась с Северной Америкой.
              В конце олигоцена и результате грандиозных горообразовательных процессов поднялись Гималайские горы. Климат олигоцена, умеренный и влажный, по сравнению с климатом эоцена был несколько более прохладным и сухим.

                  Повсеместно усиливалась эрозия, возрастал приток в седиментационные бассейны обломочного материала. Общий план климатической зональности Евразии в олигоцене оставался таким же, как в раннем палеогене; изменился лишь термический режим северных зон и местами режим выпадения атмосферных осадков. Признаки похолодания отчетливо фиксируются для второй половины олигоцена по широкому распространению бореальных типов литогенеза, флор и фаун и энергичному наступлению их на территории, которые еще в эоцене характеризовались тропическими и субтропическими типами.

                   На территории Северной Сибири и Верхоянско-Колымской области, больше всего подвергшихся охлаждению, каолиновое выветривание прекратилось еще к олигоцену. Здесь распространение получает угленосная терригенно-полимиктовая формация, содержащая в своих осадках мало глин, обычно по составу каолиновых и гидрослюдистых. В псаммитовом материале этой формации резко возрастает роль обломков неустойчивых минералов (полевые шпаты, метасиликаты). Энергия процессов выветривания заметно падает в связи с переходом к теплоуме-ренному климату.
          В паралических разрезах Анадырь-Корякской зоны угленосная полимиктовая формация сменяется морской терригенно-полимиктовой, в которой постоянно обнаруживается глауконит.
Олигоцен ещё не изучен в такой степени. Советские геологи разработали детальные стратиграфические схемы для отдельных областей распространения отложений олигоцена произошли тектонические движения, приведшие к регрессии моря (за исключением Средней Европы, Карибского моря, Мексиканского залива и др.).
          Олигоцен характеризовался усилением континентальности климата. В геосинклинальных бассейнах формировался флиш, а с олигоцена — и морские молассы. В бассейнах Средиземноморья происходило накопление характерных для массивных нуммулитовых и лепидоциклиновых известняков. На платформах отлагались карбонатные илы, глауконитовые и кварцевые пески, опоки, трепелы, спонголиты, а также глины. В олигоценовых бассейнах большое распространение получили тёмные глины с конкрециями мергеля, доломита и анкерита. На дне Атлантического, Тихого и Индийского океанов накапливались карбонатные и, реже, терригенные илы. Среди континентальных отложений широко развиты угленосные осадки и красноцветные глины.
           В конце олигоцена на дневную поверхность выходят новые участки морского дна, вновь изменяются очертания морей и материков, приобретшие в итоге почти современный вид. В миоцене формируются новые горные гряды; Альпы, Пиренеи, Карпаты и Гималаи приобретают знакомый нам вид. Конец третичного периода не оставил четкого «водораздела» в осадочных породах. Характеристикой этого водораздела является изменение климатической обстановки - резкое похолодание и начало оледенения.
         В бассейнах Юго-Восточной Азии, удаленных от активных областей сноса, разрезы олигоцена снова обогащаются известняками, мергелями, известковистыми песчаниками и глинами. Эта высококарбонатная формация прослеживается до южных островов Страны восходящего солнца, приблизительно до широт, которых она достигала в раннем палеогене. Отсюда к северу (до Камчатки и Корякин) следует область распространения терригенно-мезомиктовой формации, лишенной карбонатных осадков и только в переходной зоне (южные острова Страны самураев, отчасти о. Хонсю) содержащей известь в виде конкреций.
             В Европе крупные седиментационные бассейны позднего палеогена были связаны с депрессионной зоной, отделявшей герцинские массивы от Фенно-Сарматии (Польско-Германская и Днепровско-Донецкая впадины). Олигоцен в этих впадинах представлен по преимуществу кварцево-глауконитовыми песками и глинами в морской фации и железистыми кварцевыми песками с каолиновыми глинами и линзами бурых углей — в континентальной. Морские отложения преобладают в нижнем и среднем олигоцене, а континентальные — в верхнем.
             Разрезы олигоцена Средне-Европейской депрессионной зоны изменяются с юго-востока на северо-запад. В Днепровско-Донецкой впадине олигоценовые осадки мало содержат карбонатов, железисты и слабо угленосны; на территории же Северо-Германской впадины им подчинены мощные пачки мергелей и даже прослои известняков, а континентальная фация отличается более обильной угленосностью. По-видимому, по всей южной окраине Фенносарматского материка, с которого эта де-прессионная зона получала минеральное питание, в олигоцене еще господствовало субтропическое каолиновое выветривание.

                                                                      Климат
Климат на земле стал прохладнее, над южным полюсом сформировался громадный ледниковый покров. Для образования столь большого количества льда потребовалось не менее значительные объемы морской воды. Это привело к понижению уровня моря по всей планете и расширению территории, занятой сушей.


        Повсеместное похолодание вызвало исчезновение буйных тропических лесов эоцена во многих районах земного шара. Их место заняли леса, предпочитавшие более умеренный (прохладный) климат, а также необъятные степи, раскинувшиеся на всех материках.
В олигоцене происходило похолодание климата, распространявшееся от полюса и поэтому заметно сказавшееся только в северных и средних широтах Евразии. Эти климатические изменения совпали по времени с оживлением орогекическнх процессов и крупными палеогеографическими переменами.

                  Считалось, что оледенение Антарктиды в дальнейшем вызвало похолодание на всей планете. Однако расчеты и модели показали, что изоляция и оледенение Антарктиды должны были привести скорее не к похолоданию, а к потеплению климата северных материков. Кроме того, оставалось неясным, насколько синхронными были изменения климата в разных частях света. Не была исключена и такая возможность, что они в действительности растянулись на миллионы лет и были вызваны множеством разных причин.

                                                                 Растительный мир
Тропические леса уменьшились в размерах и начали уступать место лесам умеренного пояса, появились и обширные степи. Быстро распространялись новые травы, развивались новые виды травоядных животных.

Пальмы росли на северных материках не так обильно, но по-прежнему здесь еще господствовали вечнозеленые леса. Среди них стало больше хвойных и лиственных деревьев, периодически сбрасывающих листву.
              В олигоцене в Центральной и Северной Европе прекрасно чувствовали себя аралии, коричневые лавры и камфарные деревья, фиговые деревья, платаны, пальмы и т.п. В болотистых районах возвышались к небу тисы и гигантские секвойи. Их стволы были главным материалом, из которого образовался бурый уголь. В районах с более умеренным климатом, например в Прибалтике уже в эоцене широко расселились хвойные, в частности сосны (Pinus succinif era). Янтарь, часто находимый на балтийских пляжах, - не что иное, как их окаменелая смола.
            В конце третичного периода климат начинает меняться. В миоцене в Восточной и Центральной Европе можно было еще встретить пальмы, магнолии, коричневые лавры. Фоссилизированные остатки тисового дерева, сегодня не заходящего северней Флориды, были обнаружены в миоценовых отложениях на 80-й параллели. Однако в плиоцене (по мере продолжавшегося похолодания) пальмы и другие теплолюбивые растения медленно отступали к югу.
        В Центральной Европе в общем и целом климат оставался теплым и влажным, как об этом свидетельствует значительное распространение здесь лиственных лесов. В них росли главным образом дубы, вязы, платаны, грабы, каштаны, которые в наши дни в диком состоянии не встречаются северней Южной Европы и Предкавказья. В северных районах в хвойных лесах доминировали сосны и тисы. В начале третичного периода в Центральной Европе еще во множестве встречалась секвойя, в состав растительных сообществ первоначально входило два вида гинктовых, один из которых очень скоро вымер. Климат продолжал ухудшаться до самого конца третичного периода, поэтому некоторые теплолюбивые компоненты лиственных и хвойных лесов отступили из Центральной Европы далеко на юг или вообще вымерли.
      Около 25 млн лет назад на Земле возникла новая группа растений — травы. Цветки их были, как правило, маленькими и бледными, и они были вынуждены при опылении больше полагаться на циклон, чем на "посыльных" — насекомых. Эта группа быстро распространилась по суше в течение олигоцена и миоцена, и вскоре поросшие травой равнины раскинулись на громадных, территориях по всему земному шару.

       Уникальность трав в том, что, в отличие от всех прочих растений, новые листья растут у них не на верхушке стебля, а у его основания. В результате стоит пасущимся животным съесть старые листья, как на их месте быстро вырастают новые. Таким образом, к приходу следующего стада на полях уже созревает новый сытный обед. Подобный процесс постоянного обновления пищевых ресурсов означает, что поросшие травой равнины способны прокормить большие стада травоядных животных.
      Распространение трав снабдило растительноядных млекопитающих, появившихся на Земле позднее, в миоценовую и плиоценовую эпохи, новым обильным источником пищи. Начиная с этого времени эволюция породила великое разнообразие травоядных животных, а поскольку на открытых равнинах они оказались вполне легкой добычей, вслед за ними появилось и множество новых хищников.
     Олигоценовые пастбища должны были во многом походить на современные травяные угодья южноамериканских пампасов, где пасутся альпаки, которых вы видите на этой фотографии. Далекие предки альпаков появились как раз в олигоцене. Со времен олигоцена трава прочно утвердилась на нашей планете, поскольку она чрезвычайно неприхотлива и способна выжить в условиях, губительных для прочих растений.



Комментариев нет:

Отправить комментарий