Достоверных свидетельств развития морских трансгрессий в миоцене на Севере Русской равнины нет, а имеющиеся данные предполагают формирование в этот период мощных толщ аллювиальных и озерно-аллювиальных отложений. В Тимано -Уральской области в последние годы континентальные миоценовые отложения были установлены В.Л.Яхимович и В.С.Зархидзе в бассейне р. Печоры, где они представлены насыщенными органикой глинами, переслаивающимися с зеленовато-серыми песками, алевритами с прослоями углистых глин и аллювиальными гравийно-галечными отложениями, накопление которых происходило в теплом климате при наличии в данном районе обедненной тургайской флоры.
Стратиграфическое положение помещенной в основании континентальной серии осадков морской лыжской свиты по палеонтологическим данным не представляется бесспорным.
Корреляция морских миоценовых трансгрессий, установленных на крайнем Северо-Востоке Азии, с возможными аналогами в арктических районах Северной Америки в настоящее время представляется одной из наиболее важных и сложных палеогеографических проблем Берингийского региона. Исходя из близости географического положения Аляски и Чукотки, можно было бы предположить возможность синхронного развития тектонически и, отчасти, эвстатически обусловленных трансгрессивно-регрессивных циклов, по крайней мере, в пределах их арктических побережий. Однако, геологическая история этих районов в кайнозое различна. Не останавливаясь на рассмотрении многочисленных моделей их тектонического развития, сейчас можно констатировать следующее. Чукотка и Аляска существовали как единый блок (Арктида) на протяжении, по крайней мере, большей части мезозойской эры. В раннем (среднем?) мелу этот блок был разрушен и началось раздвижение Аляски и Чукотки, между которыми образовался морской бассейн. Несмотря на весьма противоречивую трактовку геологических и геомагнитных данных, они однозначно свидетельствуют, что дальнейшее развитие Аляскинской и Чукотской плит в мезо - кайнозое происходило самостоятельно в составе различных тектонических систем и имело свои особенности.
Стратиграфическое положение морских кайнозойских толщ арктических районов Северной Америки, как, впрочем, и Евразии, является предметом активных дискуссий. Достоверные биостратиграфические данные, в первую очередь, по кремнистым микрофоссилиям, на основании которых можно было бы осуществить межрегиональные корреляции, отсутствуют, и, фактически, миоценовые трансгрессии в арктических районах Аляски в настоящее время не выделяются. Стратиграфическое расчленение морских толщ Северной Аляски и Канадской Арктики основано преимущественно на фауне моллюсков, в последние годы используются также показатели степени эпемиризации их раковин. При этом главный постулат в определении возраста - это время открытия Берингова пролива, которое определяется в интервале от 3,33 до 2,84 млн. л. Исходя из этого, для всех известных на арктическом побережье фаун, содержащих тихоокеанские виды, предполагается возраст моложе 3,4 млн. л., отсутствие же тихоокеанских видов предполагает более древний возраст фаун и соответствующих трансгрессий.
Морские кайнозойские отложения широко развиты на арктическом побережье Аляски. Серия плиоцен-плейстоценовых трансгрессий в этом районе отвечает формации Губик, включающей морские, аллювиальные и эоловые отложения, слагающие Арктическую прибрежную равнину. Отложения пре-Губик, вскрывающиеся в обрывах по р.Колвилл (формация Принс Крик), представлены глинистыми сланцами, песчаниками и богатыми ископаемыми остатками морскими алевролитами (слои Оушен Пойнт, названные по одноименному разрезу), залегающими на меловых отложениях. Слоям Оушен Пойнт, как полагают, коррелятны так называемые "безымянные морские отложения" формации Сагаваниркток, установленной к востоку от Оушен Пойнт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий