Новая обнаружение заставляет пересмотреть сложившиеся представления о зарождении палеолитического искусства. До сих пор находилось, что для ориньякской времена были характерны только изображения животных, в основном значительных и агрессивных, а также объектов, связанных с шаманскими культами (будто вышеупомянутого человека-кошки). Считалось, что женское тело замерзло источником вдохновения для палеолитических скульпторов лишь в следующую, граветтскую время. Теперь очевидно, что данное творческое назначение присутствовало в верхнепалеолитической художественной культуре с самого ее зарождения.
Быстрее всего, женские фигурки с преувеличенными половыми признаками прямо или косвенно символизировали тучность. Может, тот же смысл несли и многочисленные схематические описания мужских и женских половых органов, выцарапанные на камнях, и фаллические скульптуры ориньякского года (35–36 тысяч лет назад), найденные на юго-закате Франции.
Фаллическая фигурка из рога бизона, обнаруженная на юго-западе Франции. Ее длина — 25 см, возраст — 36 000 лет. Изображение из статьи Paul Mellars. Origins of the female image // Nature. 2009. V. 459. P. 176–177
Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет обратно у пришедших в Европу сапиенсов, остаются таинственными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (о первом, произошедшем свыше 70 000 лет обратно в Южной Африке, рассказано в заметке Зарождение человеческой цивилизации в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008). Любопытно, что первоначальная из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и отвлеченные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с большим извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла немедленно после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В время ориньяк впервые появились не только живопись и статуя, но, вероятно, и музыка, о чём свидетельствуют обнаруженные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы всё это появляется на несколько тысячелетий потом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий