Вначале юрского периода климат на всей Земле был теплым и сухим. Затем, когда обильные дожди начали пропитывать влагой древние триасовые пустыни, мир вновь стал более зеленым, с более пышной растительностью. В юрском ландшафте густо росли хвощи и плауны, которые уцелели с триасового периода. Сохранились и пальмовидные беннеттиты. Кроме того, вокруг было множество гриоов. Обширные леса из семенных, обычных и древовидных папоротников, а также папо-ротникообразных саговников распространились от водоемов в глубь суши. По-прежнему были распространены хвойные леса. Кроме гинкго и араукарий, в них произрастали предки современных кипарисов, сосен и мамонтовых деревьев.
Жизнь в морях.
Когда Пангея начала раскалываться, возникли новые моря и проливы, в которых нашли прибежище новые типы животных и водорослей. Постепенно на морском дне накапливались свежие осадочные отложения. В них обосновалось множество беспозвоночных, таких, как губки и мшанки (морские циновки). В теплых и мелких морях происходили и другие важные события.
Там образовались гигантские коралловые рифы, приютившие многочисленных аммонитов и новые разновидности белемнитов (давних родичей нынешних осьминогов и кальмаров).
Па суше, в озерах и реках обитало множество разных видов крокодилов, широко расселившихся по земному шару. Существовали и морские крокодилы с длинными рылами и острыми зубами для ловли рыбы. Некоторые их разновидности даже отрастили ласты вместо ног, чтобы удобнее было плавать. Хвостовые плавники позволяли им развивать в воде большую скорость, чем на суше. Появились и новые виды морских черепах. Эволюция также породила множество видов плезиозавров и ихтиозавров, соперничавших с новыми, быстроходными акулами и чрезвычайно подвижными костными рыбами.
Белемниты, живые снаряды.
Белемниты были близкими родственниками современных каракатиц и кальмаров. Они имели внутренний скелет сигарообразной формы. Его основная часть, состоявшая из известкового вещества, называется ростром. В переднем конце ростра находилась полость с хрупкой многокамерной раковиной, помогавшей животному держаться на плаву. Весь этот скелет размещался внутри мягкого тела животного и служил твердым каркасом, к которому крепились его мышцы.
Твердый ростр лучше всех прочих частей тела белемнита сохраняется в ископаемом виде, и обычно именно он попадает в руки ученых. Но иногда находят и без-ростровые окаменелости. Первые подобные находки в начале XIX в. поставили в тупик многих специалистов. Они догадывались, что имеют дело с останками белемнитов, но без сопутствующего ростра эти останки выглядели довольно-таки странно. Разгадка этой тайны оказалась на редкость простой, лишь только было собрано больше данных о способе питания ихтиозавров — главных врагов белемнитов. По всей видимости, безростровые окаменелости образовывались, когда ихтиозавр, заглотав целый косяк белемнитов, изрыгал мягкие части одного из животных, в то время как его твердый внутренний скелет оставался в желудке хищника
Белемниты, подобно современным осьминогам и кальмарам, вырабатывали чернильную жидкость и использовали се для создания "дымовой завесы", когда пытались спастись от хищников. Ученые обнаружили и окаменевшие чернильные мешки белемнитов (органы, в которых хранился запас чернильной жидкости). Одному из ученых викторианской эпохи, Уильяму Бакланду, удалось даже извлечь из ископаемых чернильных мешков немного чернил, которые он использовал при иллюстрировании своей книги "Бриджуотерский трактат".
Рожденные для скорости
Первые ихтиозавры появились еще в триасе. Эти рептилии идеально приспособились к жизни в неглубоких морях юрского периода. Они обладали обтекаемым туловищем, плавниками разной величины и длинными узкими челюстями. Крупнейшие из них достигали в длину примерно 8 м, однако многие виды по размеру не превышали человека. Это были великолепные пловцы, питавшиеся главным образом рыбой, кальмарами и наутилоидеями. Хотя ихтиозавры относились к рептилиям, по их ископаемым останкам можно предположить, что они были живородящими, то есть производили на свет готовое потомство, как млекопитающие. Возможно, детеныши ихтиозавров рождались в открытом море, подобно китам.
Другая группа хищных рептилий, также широко распространенная в юрских морях, — плезиозавры. Их длинношеие разновидности обитали у поверхности моря. Здесь они охотились за косяками нсоольших рыб при помощи своих гибких шей. Короткошеие виды, так называемые плиозавры, предпочитали жизнь па больших глубинах. Они питались аммонитами и прочими моллюсками. Некоторые крупные плиозавры, по всей видимости, охотились также па менее крупных плезиозавров и ихтиозавров.
Ихтиозавры выглядели как точные копии дельфинов, за исключением формы хвоста и лишней пары плавников. Долгое время ученые считали, что у всех ископаемых ихтиозавров, попадавшихся им в руки, был поврежден хвост. В конце концов они догадались, что позвоночник этих животных имел изогнутую форму и на его конце располагался вертикальный хвостовой плавник (в отличие от горизонтальных плавников дельфинов и китов).
Жизнь в юрском воздухе.
В юрском периоде резко ускорилась эволюция насекомых, и в результате юрский ландшафт со временем наполнился нескончаемым жужжанием и потрескиванием, которые издавало множество новых видов насекомых, ползающих и летающих повсюду. Среди них были предшественники
современных муравьев, пчел, уховерток, мух и ос. Позднее, в меловом периоде, произошел новый эволюционный взрыв, когда насекомые начали "налаживать контакты" с только что появившимися цветковыми растениями.
До этого времени настоящие летающие животные встречались лишь среди насекомых, хотя попытки освоить воздушную среду наблюдались и у других существ, научившихся планировать. Теперь же в воздух поднялись целые полчища птерозавров. Это были первые и самые крупные летающие позвоночные животные. Хотя первые птерозавры появились еще в конце триаса, их подлинный "взлет" пришелся именно на юрский период. Легкие скелеты птерозавров состояли из полых костей. У первых птерозавров имелись хвосты и зубы, однако у более высокоразвитых особей эти органы исчезли, что позволило значительно уменьшить собственный вес. У некоторых ископаемых птерозавров угадывается волосяной покров. На основании этого можно предположить, что они были теплокровными.
Ученые до сих пор расходятся во мнениях относительно образа жизни птерозавров. К примеру, первоначально считалось, что птерозавры были своего рода "живыми планерами", парившими, подобно грифам, над землей в потоках поднимающегося горячего воздуха. Возможно, они даже скользили над поверхностью океана, вле-комые морскими ветрами, как современные альбатросы. Однако теперь некоторые специалисты полагают, что птерозавры могли хлопать крыльями, то есть активно летать, подобно птицам. Возможно, одни из них даже ходили по-птичьи, а другие волочили свои тела по земле или спали в местах гнездовий сородичей, повиснув вниз головой, наподобие летучих мышей.
Как птицы научились летать.
Существуют две основные теории, пытающиеся объяснить, как птицы научились летать. Одна из них утверждает, что первые полеты происходили снизу вверх. Согласно этой теории, все началось с того, что двуногие животные, предшественники птиц, разбегались и подпрыгивали высоко в воздух. Возможно, так они пытались спастись от хищников, а может, ловили насекомых. Постепенно оперенная площадь "крыльев" становилась оолыпе, прыжки, в свою очередь, удлинялись. Птица дольше не касалась земли и оставалась в воздухе. Прибавьте к этому махательные движения крыльями — и вам станет ясно, как спустя длительное время эти "пионеры воздухоплавания" научились подолгу пребывать в полете, а их крылья мало-помалу приобрели свойства, позволявшие им поддерживать тело в воздухе.
Однако существует и другая теория, противоположная, согласно которой первые полеты происходили сверху вниз, с деревьев на землю. Потенциальным "летунам" нужно было сначала забраться на значительную высоту, а уже потом броситься в воздух. В этом случае первым шагом на пути к полетам должно было стать планирование, поскольку при этом типе передвижения энергозатраты крайне незначительны — уж во всяком случае, гораздо меньшие, чем при "бегательно-пры-гательной" теории. Животному не нужно прилагать дополнительных усилий, ибо при планировании его влечет вниз сила земного тяготения.
Первого ископаемого археоптерикса обнаружили спустя два года после опубликования книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов". Это важное открытие стало еще одним подтверждением теории Дарвина, гласившей, что эволюция происходит очень медленно и что одна группа животных порождает другую, претерпевая ряд последовательных превращений. Знаменитый ученый и близкий друг Дарвина, Томас Хаксли, предсказал существование в прошлом животного, подобного археоптериксу, еще до того, как его останки попали в руки ученых. По сути дела, Хаксли подробно описал это животное, когда оно еще не было открыто!
Ступенчатый полет.
Один ученый предложил чрезвычайно любопытную теорию. Она описывает ряд стадий, через которые должны были пройти "пионеры воздухоплавания" в ходе эволюционного процесса, превратившего их в конечном итоге в летающих животных. Согласно данной теории, когда-то одна из групп мелких рептилий, именуемых про-топтицами, перешла к древесному образу жизни. Возможно, рептилии забрались на деревья потому, что там было безопаснее, или проще добывать еду, или удобнее прятаться, спать, обустраивать гнезда. На верхушках деревьев было прохладнее, чем на земле, и у этих рептилий для лучшей теплоизоляции развились теплокровность и перьевой покров. Любые лишние длинные перья на конечностях были кстати — ведь они обеспечивали дополнительную теплоизоляцию и увеличивали площадь поверхности крылообразных "рук".
В свою очередь, мягкие, покрытые перьями передние конечности смягчали удар о землю, когда животное теряло равновесие и падало с высокого дерева. Они замедляли падение (выполняя роль парашюта), а также обеспечивали более или менее мягкую посадку, служа естественным амортизатором. Со временем эти животные стали использовать оперенные конечности в качестве протокрыльев. Дальнейший переход от пара-
тютной стадии к планирующей должен был стать вполне закономерным эволюционным шагом, после чего настала очередь последней, полетной, стадии, которой почти наверняка достиг археоптерикс.
"Ранняя" птица
Первые птицы появились на Земле ближе к концу юрского периода. Самая древняя из них, археоптерикс, больше походила на маленького пернатого динозавра, чем на птицу. У нее имелись зубы и длинный костный хвост, украшенный двумя рядами перьев. На каждом ее крыле торчало по три когтистых пальца. Одни ученые полагают, что археоптерикс пользовался своими когтистыми крыльями для лазания по деревьям, откуда он периодически слетал обратно на землю. Другие считают, что он отрывался от земли, используя порывы ветра. В процессе эволюции скелеты птиц становились все легче, а зубастые челюсти заменялись беззубым клювом. У них развилась" широкая грудина, к которой крепились мощные мышцы, необходимые для полета. Все эти изменения позволили усовершенствовать строение тела птицы, придав ему оптимальную для полета структуру.
Век динозавров.
Самые первые динозавры появились более 200 млн лет назад. За 140 млн лет своего существования они эволюционировали во множество самых разнообразных видов. Динозавры распространились по всем материкам и приспособились к жизни в самых различных средах обитания, хотя ни один из них не жил в норах, не лазил по деревьям, не летал и не плавал. Одни динозавры были не крупнее белки. Другие весили больше пятнадцати взрослых слонов, вместе взятых. Одни тяжело переваливались на четырех ногах. Другие бегали на двух ногах быстрее, чем олимпийские чемпионы в спринте.
65 млн лет назад псе динозавры внезапно вымерли. Однако перед тем, как исчезнуть с лица нашей планеты, они оставили нам в горных породах подробный "отчет" о своей жизни и своем времени.
Самой распространенной группой динозавров в юрском периоде были прозау-роподы. Некоторые из них развились в самых крупных наземных животных всех времен — зауроподов ("ящероногих"). Это были "жирафы" мира динозавров. Вероятно, они проводили все свое время, поедая листья с верхушек деревьев. Чтобы обеспечить жизненной энергией такое громадное тело, требовалось невероятное количество пищи. Их желудки представляли собой вместительные пищеварительные емкости, непрерывно перерабатывавшие горы растительного корма.
Позднее появилось множество разновидностей небольших быстроногих дино-
завров — так называемых гадрозавров. Это были "газели" мира динозавров. Они щипали низкорослую растительность своими роговыми клювами, а затем пережевывали ее крепкими коренными зубами.
Самым большим семейством крупных плотоядных динозавров были мегалозав-риды, или "огромные ящерицы". Мегало-заврид был чудовищем в тонну весом, с громадными острыми зубами, похожими на зубья пилы, которыми он разрывал плоть своих жертв. Судя по некоторым окаменевшим следам, пальцы его ног были обращены внутрь. Возможно, он передвигался вразвалку, подобно гигантской утке, раскачивая хвост из стороны в сторону. Мегалозавриды заселили все районы земного шара. Их ископаемые останки обнаружены в таких удаленных друг от друга местах, как Северная Америка, Испания и Мадагаскар.
Ранними видами этого семейства были, по всей видимости, относительно небольшие животные хрупкого телосложения. А более поздние мегалозавриды стали поистине двуногими чудовищами. Их задние ноги оканчивались тремя пальцами, вооруженными мощными когтями. Мускулистые передние конечности помогали при охоте на крупных растительно-ядных динозавров. Острые когти, несомненно, оставляли ужасные рваные раны в боку захваченной врасплох жертвы. Могучая мускулистая шея хищника позволяла ему со страшной силой вонзать кинжаловидные клыки глубоко в тело добычи и вырывать из нее громадные куски еще теплого мяса.
В юрском периоде на большей части земной суши разбойничали стаи аллозавров. Они, по всей видимости, представляли собой кошмарное зрелище: ведь каждый член такой стаи весил более тонны. Совместными усилиями аллозавры могли легко одолеть даже крупного зауропода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий