Ранее отмечалось, что в Шове на удивление богато представлены хищники. Теперь есть возможность познакомиться с ними поближе. Начнём с кошачьих. В основном, это пещерные львы.
Отдыхающими поодиночке мы их не видим. Всегда охота, и всегда чуть не целым прайдом.
По соседству со столь грозным львиным семейством как-то особняком держатся гиена и леопард, выполненные в едином стиле.
Это самое раннее из известных изображений леопарда.
Кстати, на рисунке, похоже, оставил следы лап пещерный медведь. Таким образом он словно напоминает, что хорошо бы сказать пару слов и о нём. Имеет право: судя по всему, посетители Шове отправляли здесь культ именно пещерного медведя. Так, череп медведя был обнаружен водружённым, как на алтарь, на обломок скалы; на полу пещеры также во множестве найдены останки этого зверя.
Пещерный медведь был несколько крупнее современного мишки. Такой не мог не вызывать к себе почтение...
Вообще понятно восхищение первобытного человека окружающими его огромными, сильными и быстрыми зверями, будь то большерогий олень, бизон или медведь. Даже как-то нелепо рядом с ними ставить себя. Он и не ставил. Есть чему поучиться нам, заполняющим свои виртуальные "пещеры" собственными или семейными фотографиями в неизмеримых количествах.
Да, что-что, а самолюбование первым людям было не свойственно. Зато тот же медведь изображался с величайшим тщанием и трепетом:
Встречается и неожиданное вертикальное изображение медведя:
Завершает галерею самый странный рисунок в Шове, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму.
В литературе обычно сей персонаж именуется как "колдун" или таврокефал. Помимо бычьей головы мы видим ещё одну, львиную, женские ноги и нарочито увеличенного размера, скажем так, лоно, составляющее центр всей композиции.
На фоне своих коллег по палеолитическому цеху умельцы, расписывавшие это святилище, выглядят изрядными авангардистами. Нам известны отдельные изображения т. н. "венер", мужчин-колдунов в образе животных и даже сцены, намекающие на соитие копытного с женщиной, но чтобы всё перечисленное так густо замешать...
Предполагается (см., например, http://www.ancient-wisdom.co.uk/francechauvet.htm), что изображение женского тела было самым ранним, а головы льва и быка дорисованы позже. Интересно, что при этом отсутствует какое-либо наложение более поздних рисунков на предшествующие. Очевидно, сохранение цельности композиции входило в планы художника.
Вот, собственно, и всё. То есть, всё только начинается, конечно. Грот Шове, как и палеолитическое искусство в целом, расширяя наши представления о человечестве, предлагает больше вопросов, чем ответов, за что ему, тем не менее, нельзя не выразить глубокую признательность, как и тем людям, которые восемнадцать лет назад открыли для нынешнего мира эту необыкновенную сокровищницу.
Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название
Комментариев нет:
Отправить комментарий