среда, 14 марта 2012 г.

60 тыс лет назад.Франция.


Третьего августа 1908 г. три брата Буассоньи – Амедей, Жан и Поль (рис. 3.07а) обнаружили в гроте Буффиа близ Ля Шапелль-о-Сент (юг Франции) скелет неандертальца, как будто специально уложенного в углублении. С тех пор уже 100 лет обсуждается проблема появления в среднем палеолите намеренных захоронений людей, т. е. первых ритуальных действий. Тогда же были высказаны первые гипотезы о наличии у неандертальцев веры в загробную жизнь (А. Буассоньи, Г. Обермайер) или в сверхъестественные свойства мертвеца (М. Эберт). Сейчас имеется уже более 60 местонахождений, на которых найдены кости или почти целые скелеты неандертальцев, позволяющие предполагать преднамеренные захоронения. Наряду с этим, высказываются столь же обоснованные предположения о каннибализме и/или о стремлении избавиться от гниющих останков.

Не считая себя вправе вступать в длительную и не очень результативную дискуссию по этой проблеме (русскоязычные обзоры см.: Алекшин, 1992; 1993; 1993а; 1994; 1995; 1995а; 1998; Замятнин, 1961; Смирнов, 1979; 1986; 1987; 1990; 1991; 1997; Зубов, 1999; иноязычные: Bahn, 1994; 1997; Bar-Josef et al., 1988; Leroi-Gourhan, 1999; 2000; Mellars, 1996; Tattersall, 1999, с. 157-175; Ulrich, 1986 и многие другие), хотелось бы отметить, во-первых, что после первой публикации находки скелета неандертальца близ Ля Шапелль-о-Сент (Bouyssonie, Bardon, 1908) за прошедшие почти сто лет на нее, как на пример преднамеренного и ритуального захоронения, ссылаются очень многие авторы. Однако в их описании археологического контекста данной находки наблюдаются большие расхождения. Это хорошо показано в работе (Смирнов, 1979).

Во-вторых, не всякое намеренное захоронение трупа следует однозначно считать ритуальным действием. В одном из последних справочных изданий говорится о гомогенном культурном слое толщиной в 40 см, в котором и был  впервые обнаружен этот скелет неандертальца (Leroi-Gourhan, 1988, p. 222). Углубление в 40 или по другим упоминаниям 30 см никак не может считаться могилой. Мустьерские орудия, найденные вместе с костями человека скорее относятся не к скелету, а к культурному слою. Кости животных, в том числе кости ноги быка в анатомическом порядке наряду с костями северного оленя, лошади, козла, носорога, волка и сурка тоже еще ничего не говорят о ритуале.



Уже в первых профессиональных комментариях о неандертальских захоронениях в русскоязычной печати, П. П. Ефименко и С. Н. Замятнин высказывали сомнения. Они были написаны практически одновременно, но увидели свет с интервалом почти в 30 лет (Ефименко, 1934, 1938, 1953; Замятнин, 1961; рукопись С. Н. Замятнина датирована 1933 г.). Разумеется, оба автора изучали первичные публикации. П. П. Ефименко не скрывает своего скепсиса по поводу утверждений о том, «что встречающиеся в соседстве с некоторыми погребениями (Ферраси, Шапелль-о-Сент) угли и кости животных следует рассматривать как следы поминок и жертв умершему. Подобные представления носят, несомненно, достаточно тенденциозный характер» (Ефименко, 1953, с. 249). Однако, он соглашается, что в ряде случаев одинаковое в разных могилах положение погребенного подталкивает к мысли о намеренности  захоронения.

С. Н. Замятнин тогда заметил, что приведенная в первичных публикациях "констатация и осторожное предположение по ее поводу в дальнейших компилятивных работах передаётся как, несомненно, установленный факт положения напутственной пищи покойнику в Ля Шапелль-о-Сент. При этом часть  метатарзальной кости и три фаланги "вырастают" в целую ногу быка; а проф. Гури, приводящий в своем курсе на стр. 136 дословно указание Буассоньи, тремя страницами далее (стр. 139) ухитряется сообщить о целой "четверти быка", данной как провизия на дорогу покойнику. Столь же утвердительно приписывается погребению в Ля Шапелль-о-Сент использование охры в погребальном ритуале. Сами братья Буассоньи дают вполне определенное указание насчет характера находки, отнюдь не дающее оснований для подобной интерпретации. Говоря о заполнении могильной ямы, они после описания находок костей быка у черепа сообщают, что "вокруг остальных частей тела имелось большое число осколков кварца, иногда кремня, несколько кусочков охры, обломки костей и т. д., подобно тому, как в остальном культурном слое, без каких бы то ни было характерных отличий" (Замятнин, 1961, с. 36-37).

Комментариев нет:

Отправить комментарий