четверг, 8 декабря 2011 г.

155 тыс лет назад. Царь Думузи (пастух)

Думузи(д) по прозвищу «пастух» — Пятый додинастический царь легендарного периода до Великого потопа. Последний из 3 известных мифических царей второго города-государства древнего Шумера Бад-Тибира, расположенного на юге древней месопотамии и правивший 36000 лет, согласно Ниппурскому царскому списку. ему приписывают божественное происхождение. Согласно царского списка до всемирного потопа в Шумере поочерёдно правили 9 царей в поочерёдно сменяющихся 5 городах-государствах общей продолжительностью правления 277200 лет. Исходя из того же списка можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э., следовательно начало правления архаического царя Думузи следует отнести к 153 тысячелетию до н. э. Принято считать, что годы его правления значительно завышены. Согласно царского списка три царя правили 108000 лет. г. Бад-Тибира был оставлен и его престол был перенесен в г. Ларсу с возведением на трон нового мифического царя Эн-Сибзаанны.




В дошедшей до нас шумерской литературе существуют две версии отношений Инанны и Думузи. Первая представлена ниже, а вторую см. «Сватовство Думузи».

Прекрасная Инанна, Царица Небес, дочь светлого бога луны Нанны, жила в чертоге на краю неба. Когда она спускалась на землю, от каждого ее прикосновения почва покрывалась зеленью и цветами. По красоте богине не было равных, и полюбили ее одновременно божественный пастух Думузи и божественный земледелец Энкимду. Оба они посватались к прелестной деве, но та колебалась и тянула с ответом. Ее брат, солнечный бог Уту, всячески уговаривал ее обратить свои взоры на кроткого Думузи.

Сестрица, да станет пастух тебе мужем!
Дева Инанна, отчего ты не хочешь?
Хороши его сливки, его молоко превосходно,
Все, что рука пастуха производит, — прекрасно?
Инанна, да будет Думузи тебе супругом!
Ты, кто сияющими каменьями вся изукрашена, отчего ты не хочешь?
Хороши его сливки, ты будешь их пить с ним вместе,
Ты, сень царей, отчего же ты не согласна?

Но Инанна, похоже, влюблена в земледельца Энкимду.

— Да не будет пастух мне супругом!
Покрывалом из новой своей шерсти меня не покроет!
С ним вдвоем дабы лечь — не промолвлю я слова!
Я, дева, да возьмет меня земледелец!
Землепашец, кто растит изобильные травы,
Землепашец, кто растит изобильные злаки!

Уту настаивает и расписывает сестре все преимущества занятий пастуха над трудом землепашца. Однако упрямая богиня остается непреклонной. Она говорит, что ей гораздо милее Энкимду, покрывающий землю буйной зеленью и выращивающий спелые колосья.
Тогда к Инанне приходит сам отвергнутый жених Думузи и в своей страстной речи ему удается доказать превосходство своего имущества по сравнению с имуществом соперника. На богиню его слова производят должное впечатление, и она приглашает пастуха на следующий день в дом ее матери Нингаль, чтобы получить ее согласие на брак.
Счастливый жених гуляет по берегу реки и неожиданно встречает Энкимду. Думузи взволнован и настроен очень решительно. Он готов драться с соперником, но добродушный землепашец отвечает, что если Инанна предпочла пастуха, то это ее право и он не намерен вмешиваться. Он предлагает Думузи дружбу, которую тот радостно принимает.
На следующий день Нингаль дала согласие на брак своей дочери Инанны и пастуха Думузи.


Таммуз (евр., арам.) (Думузи (шумер.), Дуузу (аккад.)) - в мифологии народов Передней Азии - божество с отчётливо выраженными чертами бога плодородия.

Согласно шумерским мифологическим текстам (известным уже с 3-го тыс. до н. э.), Думузи был бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Инанны, отданный ею в подземное царство в "замену" её самой. Умирающий и воскресающий бог Думузи проводит под землёй каждые полгода.
Культ Думузи-Таммуза вследствие интенсивного месопотамского влияния получил распространение и в сиропалестинском регионе, где он сохранялся в течение длительного времени. Согласно Библии (Иезек. 8, 14), у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза (Фаммуза).

По свидетельству арабского автора 10 в. ан-Надима, обряд, аналогичный описанному в Библии, существовал ещё и в 10 в. у сабиев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, размолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.

У сирийских авторов сер. 1-го тыс. н. э. упоминается имевший хождение в сиро-палестинском регионе миф, согласно которому Таммузу была дана в жёны Балтии, но её полюбил Баалшамин (Баалшамем), и Таммуз вынужден был бежать, а Балтии сожгла Харран.

В некоторых литературных традициях (например, у Оригена) Таммуз отождествлялся с Адонисом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий