Масштабы регрессии имели региональные особенности в различных в структурно-тектоническом отношении областях. На крайнем севере Западно-Сибирской равнины близ побережья Карского моря отмечено наиболее низкое положение днищ древних погребенных долин, которые располагаются на абсолютных отметках до -350, -400 м; на побережье Печорского моря глубина вреза составляет 100-150 м, в пределах Яно-Колымской низменности - 150-200 м, на побережье Чукотского моря - 80-100 м.
На Северо-Востоке Азии рубеж миоцена и эпохи плиоцен на фоне общего поднятия территорий почти повсеместно ознаменовался активизацией дифференцированных неотектонических движений, обусловивших преимущественно грубообломочный аллювиальный характер нижнеплиоценовых отложений Яно-Колымской низменности и приморских впадин Северной Чукотки и резким снижением уровня моря. В Ванкаремской впадине прослеживается перерыв в осадконакоплении между отложениями верхневельмайской подсвиты и преимущественно гравийно-галечными аллювиальными отложениями нижнерыгытгынской подсвиты, на Валькарайской низменности аллювиальные и прибрежно-морские отложения рывеемской свиты приурочены к неглубоко врезанным речным долинам. В бассейне Бофорт-Маккензи этому времени соответствует непродолжительный интервал перерыва в осадконакоплении (верхняя часть зоны Cibicides sp., 800).
В раннем плиоцене Валькарайская, Ванкаремская, Колючинская и Чаунская впадины Северной Чукотки эпизодически были заняты морскими бассейнами, где в условиях сильно расчлененного рельефа происходило накопление прибрежно-морских грубообломочных осадков. Комплексы диатомей, установленные в отложениях рывеемской свиты, соответствуют временному интервалу 5,1-3,1 млн. л.н., однако не исключают возможности более узкой возрастной интерпретации данной трансгрессии, а также разновременности ее проявления на отдельных участках северного побережья Чукотки.
Вероятно, самым значительным палеогеографическим событием эпохи плиоцен в восточном секторе Арктики было установление широкого водообмена с Северной Пацификой. Оно реализовалось во внезапном и резком появлении тихоокеанских видов моллюсков в Северной Атлантике. Время открытия Берингова пролива оценивается примерно в 3,2-3,4 млн. л.н. Как полагает Ю.Б.Гладенков, наиболее вероятные пути миграции фауны проходили вдоль побережий Северной Америки и Канадского арктического архипелага, что предполагает отсутствие климатических барьеров для ее распространения. Арктический океан в плиоцене, по мнению Ю.Б.Гладенкова, был, вероятно, менее ледовитым и теплым, чем в последующий эоплейстоценовый период. Это подтверждается многочисленными материалами по плиоценовой малакофауне арктического побережья Аляски.
На северо-западном побережье Аляски отложения плиоценовых трансгрессий (колвиллской, бигбендской и фишкрикской), слагающих большую часть формации Губик, широко распространены в пределах Арктической прибрежной равнины на абсолютных высотах до +60 м. Геохронология их основана на геохимии аминокислот, палеомагнитных исследованиях и палеонтологических данных.
Отложения наиболее древней из плиоценовых трансгрессий - колвиллской - включают разнообразную фауну моллюсков с вымершим видом Neptunea lyrala leffingwelli, которая до настоящего времени еще не изучена в деталях. В ее состав входят виды тихоокеанского происхождения, и, таким образом, предполагается, что трансгрессия имела место после открытия Берингова пролива, то есть, позднее 3,2 млн. л.н. Верхний возрастной предел развития колвиллской трансгрессии (2,48 млн. л.н.) определяется на основании инверсии геомагнитного поля Гаусс-Матуяма, установленного в нижней части вышележащих отложений бигбендской трансгрессии. С учетом данных эпимиризации аминокислот по раковинам Hiatella arctica и допущения отсутствия многолетнемерзлых пород в этот период на арктическом побережье Аляски, возраст колвиллской трансгрессии определяется в интервале времени 2,7 - 2,48 млн. л.н. Предполагается на основе палинологических и малакофаунистических исследований, что температурные условия этого времени были более теплыми, чем современные.
Отложения бигбендской трансгрессии включают ископаемую малакофауну с вымершим видом Astarte leffingwellii. Остатки челюстей морских выдр Eudidra lutris, так же как гастропод Littorina squalidia и бивальв Clinocardium californiense из этих отложений предполагают относительно мягкие климатические условия, близкие современным на северо-западном побережье Аляскинского залива (район Анкориджа), отсутствие сезонных морских льдов и прерывистое распространение вечной мерзлоты. Верхний предел развития бигбендской трансгрессии, устанавливаемый на основании анализа изотопов стронция, определяется в 1,9 млн. л.н. Однако, учитывая данные о начале оледенения Северного полушария, авторы полагают более вероятным, что бигбендская трансгрессия предшествовала этим событиям и имела место около 2,48 млн. л.н.
Комментариев нет:
Отправить комментарий