Человек рудольфский (лат. Homo rudolfensis) — вымерший «старейший» вид людей, представляющий переходную ступень от человека умелого к эректусам. Жили 2,5-1,9 млн лет назад. Рост составлял 1,5-1,8 м, вес 45-80 кг.
Первые останки данного вида были обнаружены в Эфиопии в 1972 году (череп KNM-ER 1470 из Кооби-Фора) или Кении на берегу озера Туркана (бывшее Рудольфа) в 1978 году. Вторая находка была сделана в 1991 на берегу озера Малави. Череп KNM-ER 1470 сначала относили к Homo habilis, но В. П. Алексеев в 1986 г. выделил его в отдельный вид H. rudolfensis. В. П. Алексеев обратил внимание на некоторые черты, отличающие этих гоминид от Homo habilis. Во-первых, это сравнительно больший объём мозга. У гоминида, чьи останки были найдены в Кооби-Фора, он приближался к 800 см³. А это уже, несомненно, мозг человека, а не обезьяны (Например, у шимпанзе объём мозга составляет не более 500 см³). Это признак, конечно, прогрессивный и указывает на начинавшиеся эволюционные изменения этих гоминид в сторону человека. Но челюсть у них была массивная, да и зубы крупнее, чем у Homo habilis, а это уже типично архаический признак. Получается, что мозг как наиболее пластичная структура древних гоминид, начал эволюционировать раньше других органов тела, тогда как челюсть и зубы ещё как бы оставались в состоянии эволюционного покоя.
Но самое удивительное то, что у Человека рудольфского плоское лицо. Не такое плоское, как у современных людей, но всё же отличающее его от лица Homo habilis, в частности у Человека рудольфского, почти не заметны глазные валики. На примере Человека рудольфского видно, что эволюция гоминид носила отнюдь не линейный характер, а, скорее, характер ступенчатый. То есть в процессе эволюции гоминид изменялись не все органы тела в одной и той же пропорции, а органы наиболее пластичные в эволюционном плане. У древних гоминид им оказался мозг. Можно сказать, что путь развития мозга, не столько увеличение его размеров, но самое главное развитие его новых отделов, связанных с речью, логикой, абстрактным мышлением, оказался магистральным путём развития гоминид. Очевидно, мощные надглазничные валики, защищавшие мозг древних гоминид от различных повреждений мешали ему в его развитии. И они постепенно исчезали, редуцировались, хотя и выполняли важную защитную функцию. Точно так же исчезли в процессе эволюции, ещё даже до наступления стадии антропогенеза, и хвосты у высших обезьян, хотя у низших они продолжают выполнять свои функции.
При небольшом объёме мозга Homo rudolfensis обладал достаточно крупными размерами, приближаясь к размерам современного человека. Плоское лицо Homo rudolfensis наводит на мысль о близком родстве с Kenyanthropus platyops, жившего на Земле около 3 миллионов лет назад (Leakey et al., 2001).
Возраст KNM-ER 1470 — 1,85 млн лет (согласно Дробышевскому (2004) — 1,89-1,95 млн лет). Несмотря на то, что ER 1470 выделен в отдельный вид и является голотипом для Homo rudolfensis, его таксономический ранг остаётся неясным. Существуют четыре основные версии в отношении ER 1470, что он:
1) действительно, новый, неизвестный ранее, вид рода Homo, получивший законное имя Homo rudolfensis;
2) «истинный» Homo habilis;
3) представитель одного из родов австралопитецин — либо крупный Australopithecus africanus, либо Paranthropus;
4) представитель нового рода — Kenyanthropus rudolfensis (так считает автор находки, Мив Лики).
«В 1960-х годах многие исследователи утверждали, что Homo habilis не является законным таксоном и что окаменелости свидетельствуют о том, что H. habilis был представителем других видов. Но с открытием KNM ER 1470, признание Homo habilis стало всеобщим. Сейчас, спустя время, это кажется странным, поскольку ER 1470 сегодня, как считается, принадлежит к виду, отличному от H. habilis» (Web-каталог окаменелостей Смитсоновского института).
Крегер пишет: «Как сказано, применение термина rudolfensis к любому экземпляру является спорным, поскольку многие палеоантропологи не признают rudolfensis в качестве законного таксона. Его датировки (более ранние, предложенные некоторыми, или одновременные с habilis) делают объём его мозга предметом спора и вызывают вопросы о текущей стандартной филогении человеческой линии. Homo rudolfensis может быть первым членом рода Homo на линии к современным людям, либо он может быть более homo-подобным представителем австралопитецин, не имеющим прямого отношения к эволюции H. sapiens. Нельзя ничего утверждать наверняка в этом вопросе, за исключением того, что количество дебатов по этой проблеме будет только увеличиваться» (Web-каталог окаменелостей C. David Kreger)
Неясный таксономический статус Homo rudolfensis - закономерное следствие двух причин:
- во-первых, сложность определения систематического положения для палеонтологических находок, когда речь идет о близких видах (что нередко в палеоантропологии). Близость Homo rudolfensis по морфологии к Homo habilis несомненна, бесспорен и ряд отличий. Поэтому точка зрения во многом зависит от взглядов конкретного исследователя на систематику гоминид вообще.
- во-вторых, постепенность морфологического перехода между Homo habilis и Homo rudolfensis, с одной стороны, и Homo ergaster - с другой. Промежуточность находок, относимых к хабилисам/рудольфенсисам - прямое следствие непрерывности эволюции, и приводит к дискуссиям: отнести их к прогрессивным австралопитекам либо к примитивным хомо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий