Стилбейская индустрия, англ. Stillbay industry — условное обозначение, которое археологи Гудвин и ван Рит Лове в 1929 г. присвоили характерным каменным орудиям среднего палеолита по названию археологического памятника Стилбей (африкаанс Stilbaai, англ. Still Bay) в ЮАР, где они впервые были обнаружены. Вероятно, стилбейская индустрия развилась из ашельской. По сравнению с ашелем, в стилбейской индустрии использовались не только каменные орудия, но также выполненные из кости и оленьего рога.
Существовала в период примерно с 71,9 до 71,0 тыс. лет назад с погрешностью около 5 тыс. лет. Несмотря на погрешность, данные находок позволяют предположить, что индустрия существовала не более тысячелетия. Позже в регионе господствовала сходная, но более развитая Ховисонс-портская индустрия.
В 1974 г. Сэмпсон подверг сомнению правомерность использования термина в связи с недостаточно хорошим описанием археологических памятников и отсутствием стратиграфической полноты Тем не менее, более поздние исследования таких памятников, как пещера Бломбос, пещера Дипклоф и пещера Сибуду, подтвердили существование данной индустрии.
Стилбейская индустрия во многом сходна с мустьерскими орудиями в Европе.
Особенностью стилбейской индустрии была предварительная термическая обработка камня до отсечения от него отщепов, которая не только увеличивала длину отщепов до 5 см, но и делала их тоньше и острее, поскольку их можно было откалывать почти параллельно поверхности камня. Термическая обработка позволяла с большей точностью отламывать от камня отщепы, компенсируя неровность его поверхности.
Кайл Браун (Kyle Brown), один из исследователей стилбейской индустрии, следующим образом высказался о её носителях: «Эти люди были исключительно умны… Я не думаю, что подобные знания можно было передавать из поколения в поколение при отсутствии языка.»
Самые древние массовые находки украшений и других несомненных следов подлинно человеческой духовной культуры происходят из Южной Африки, однако возраст большинства находок до сих пор оставался спорным. Применение точных методов оптико-люминесцентного датирования показало, что первый расцвет «высокой культуры» в Южной Африке начался 71,9 тыс. лет назад и длился менее тысячелетия. Затем, после долгого перерыва, начался новый подъем, продолжавшийся в период от 64,8 до 59,5 тыс. лет назад.
В период от 80 до 60 тыс. лет назад произошло сразу несколько событий, сыгравших ключевую роль в развитии человечества. В это время происходили крупные миграции Homo sapiens в Африке, тогда же человечество распространилось за пределы родного континента и заселило юг Азии. В тот же период наши предки прошли через «бутылочное горлышко» — период резкого сокращения численности (может быть, их осталось всего около 10 000). Это было связано, вероятно, с чудовищным извержением вулкана Тоба на Суматре, за которым последовало резкое похолодание — «ядерная зима», длившаяся несколько лет. В течение этого же периода, по-видимому, произошли ключевые события в культурной эволюции человека, в его «духовном развитии». В это время впервые в большом количестве появляются украшения (ожерелья из продырявленных ракушек) и геометрические узоры, выцарапанные на камнях или скорлупе страусиных яиц.
В последнее время антропологи всё больше склоняются к мысли о том, что появление ожерелий и орнаментов было непосредственно связано с развитием символического мышления и речи. Древние ожерелья составлялись не как попало, а из ракушек определенного размера и оттенка. Предполагают, что они играли роль символов, рассказывающих о статусе человека и его роде-племени. Это, в свою очередь, предполагает существование довольно большого, сложно структурированного общества, в котором представители разных общин имели схожие интересы и понятия и, видимо, могли эти интересы друг с другом обсуждать.
Единичные находки древнейших украшений были сделаны в Северной Африке и Израиле (см.: Три продырявленные ракушки заставляют по-новому взглянуть на зарождение человеческой культуры, «Элементы», 26.06.2006), но по-настоящему широкое распространение они впервые получили в Южной Африке, в двух археологических культурах, известных как Still Bay (SB) и Howieson’s Poort (HP).
Культура SB древнее, чем HP. Для нее характерны тонко обработанные, заостренные с двух концов наконечники копий, костяные остроконечники, исцарапанные геометрическими узорами кости и камни, многочисленные ожерелья из ракушек. Для более молодой культуры HP характерен несколько иной набор каменных и костяных артефактов, в том числе изделия с притупленными краями, которые, вероятно, были частями каких-то составных орудий, а также предполагаемые древнейшие костяные наконечники для стрел (хотя луков найти не удалось).
Чтобы понять последовательность событий, происходивших на заре человеческой цивилизации, очень важно получить максимально точные датировки культур SB и HP. Разумеется, такие попытки предпринимались и раньше, причем довольно успешные, однако полной ясности до сих пор не было. Дело в том, что разные находки датировались разными людьми, в разных лабораториях и разными методами. Неудивительно, что общая картина получалась несколько смазанной. В частности, до сих пор никто не мог сказать наверняка, был ли между культурами SB и HP какой-то перерыв или культура SB непосредственно переросла в культуру HP; неясна была и длительность периодов культурного расцвета. Кроме того, оставались спорными вопросы о том, существует ли корреляция между вспышками культурного развития и изменениями климата; одновременно ли развивались культуры SB и HP в разных климатических зонах и т. д.
На все эти вопросы попыталась ответить группа исследователей из Южной Африки, Австралии, Великобритании и Германии. Они получили максимально точные оптико-люминесцентные датировки для 44 проб грунта из археологических слоев, содержащих артефакты культур SB и HP, а также из непосредственно прилегающих к ним выше- и нижележащих слоев (об оптико-люминесцентном и других методах абсолютной датировки см.: Хронология далекого прошлого). Пробы были взяты в 9 районах археологических раскопок в Южной Африке, Лесото и Намибии.
Таким образом, авторы получили 44 датировки, каждая со своими доверительными интервалами, которые затем были подвергнуты сложному статистическому анализу.
Выяснилось, что культура SB появилась примерно 71 900 лет назад, просуществовала очень недолго — менее тысячелетия — и исчезла около 71 000 лет назад. Впрочем, данных по культуре SB оказалось недостаточно, чтобы точно определить границы доверительных интервалов для этих дат.
Более надежно удалось определить возраст культуры HP. Она появилась после долгого перерыва около 64 800 лет назад (95-процентный доверительный интервал: 68 200–61 600), просуществовала примерно 5300 лет (с 95-процентной вероятностью не менее 2000 и не более 8300 лет) и исчезла около 59 500 лет назад (62 700–56 500).
В целом полученные даты хорошо согласуются с большинством датировок, полученных ранее другими методами. Однако только теперь стало ясно, что между двумя культурами был долгий перерыв. Украшения, изощренные орудия и другие признаки высокого культурного развития не сразу стали неотъемлемой чертой человеческих обществ: они появлялись, затем забывались, снова входили в обиход и снова исчезали.
Авторам не удалось обнаружить никакой корреляции между культурным развитием древних обитателей Южной Африки и природными условиями. Обе культуры были широко распространены на юге Африки, причем они не были приурочены к каким-то определенным природным зонам. Люди, принадлежавшие к культурам SB и HP, жили и у берегов океана, и в глубине материка, и в горах, в районах с разным климатом, разной сезонностью дождливых и засушливых периодов и т. д. Похоже на то, что носители новой прогрессивной культуры быстро расселялись по большим территориям и одинаково успешно осваивали разные природно-климатические зоны.
Причины упадка культур SB и HP пока совершенно неясны. Упадок SB кажется заманчивым связать с извержением вулкана Тоба, но оно, по-видимому, произошло все-таки раньше (см.: Journey of Mankind).
Авторы отмечают, что теперь необходимо так же тщательно датировать среднепалеолитические стоянки Восточной и Северной Африки. Когда это будет сделано, археологи наконец смогут ответить на ключевой вопрос: могла ли южноафриканская «культурная революция» быть причиной (или одной из причин) активных миграций Homo sapiens, в том числе исхода из Африки, или, наоборот, активные миграции стали одной из предпосылок культурного прогресса. На сегодняшний день более вероятным представляется второй вариант (сначала исход из Африки, а уже потом расцвет культуры), но сомнения остаются.
Источник: Zenobia Jacobs, Richard G. Roberts, Rex F. Galbraith, Hilary J. Deacon, Rainer Grün, Alex Mackay, Peter Mitchell, Ralf Vogelsang, Lyn Wadley. Ages for the Middle Stone Age of Southern Africa: Implications for Human Behavior and Dispersal // Science. 2008. V. 322. P. 733-735.
Комментариев нет:
Отправить комментарий