четверг, 12 января 2012 г.

100 тыс лет назад. Китай.


К палеоантропам может быть отнесен также хэтаоский, или ордосскии, человек, костные остатки которого обнаружены в среднепалеолитических стоянках Внутренней Монголии. Еще в 1922 г. французские археологи Лисан и Тейяр де Шарден нашли на стоянке Сараоссогол в районе Ор- доса (Хэтао) верхний левый боковой резец ребенка 7—8 лет. Форма резца лопатообразная, такая же как у синантропов и динцуньского ребенка. Вообще сходство хэтаоского резца с динцуньскими поразительно; несмотря на фрагментарность находок, оно позволяет говорить о близком генетическом родстве обеих разновидностей восточноазиатских древних людей, обитавших почти одновременно в сходных естественно-географических условиях, сравнительно недалеко друг от друга.
В 1957 г. в районе Сараоссогола были обнаружены новые остатки хэтаоского человека— теменная и бедренная кости, пролежавшие в земле примерно 70—100 тыс. лет. Теменная кость была извлечена из почвы террасовидного сброса речной долины. От поверхности земли она находилась на глубине 35.5 м. Судя по общим размерам этих костей, их толщине, форме и некоторым морфологическим особенностям, хэтаоский человек занимает промежуточное положение между синантропом щ современным человеком.
Наибольшего внимания из хэтаоских стоянок заслуживают две: Шуй- дунгоу и уже знакомая нам Сараоссогол. Первая из этих стоянок доставила наряду с относительно небольшим числом костей животных (носорог, бык, пещерная гиена, антилопа и др.) огромное количество каменных орудий крупного размера, преимущественно скребел. На второй стоянке (Сараоссогол), наоборот, были весьма обильны остатки животных тех же видов, но почти отсутствовали крупные орудия, а собранные в небольшом количестве обработанные кремни все были очень мелки. Причину разницы в облике и количестве изделий обеих стоянок надо, v возможно, искать в том, что Шуйдунгоу расположена в местности, богатой галечниками из пород, служивших материалом для изготовления орудий, тогда как Сараоссогол находится .в районе мощного развития лёссовых отложений, где нельзя встретить даже самой маленькой гальки какой-либо плотной породы.
Определенную роль в различиях инвентаря Шуйдунгоу и Сараоссогола могли, впрочем, играть и хронологические моменты. В схеме археологической периодизации древних культур Китая, составленной Пэй Вэнь-чжуном, стоянка Шуйдунгоу рассматривается как более древняя, относящаяся к концу среднего палеолита (около 120—100 тыс. лет до н. э.). Стоянка Сараоссогол датируется приблизительно 100—80 тысячелетиями до н. э. Она помещается на грани между средним и верхним палеолитом. Обе стоянки Пэй Вэнь-чжун относит к особой хэтаоской культуре, возникшей в бассейне Хуанхэ еще в начале среднего палеолита и прогрессивно развивавшейся вплоть до порога поздней поры древнекаменного века. Очень важно подчеркнуть в данном случае именно непрерывность развития северокитайского среднего палеолита на протяжении по крайней мере 40—50 тыс. лет.
Скудность костных остатков восточноазиатских палеоантропов мешает решению вопроса об их отношении к древним людям других частей эйкумены — неандертальцам и близким к ним неандерталоидным формам. Однако морфологически промежуточное положение чанъянцев, дин-
цуньцев и ордосцев между синантропами и современными людьми позволяет выдвинуть гипотезу о существовании в Восточной Азии местных групп неандерталоидов — потомков архантропов и предков неоантропов. Наличие же у динцуньцев и хэтаосцев некоторых прогрессивных особенностей строения зубов наводит на мысль об их принадлежности к группе «прогрессивных неандертальцев» вроде знаменитых находок из среднепалеолитических местонахождений Палестины. Если эта гипотеза будет подтверждена более полными палеоантропологическими материалами, можно будет с большой долей вероятности утверждать, что Восточная Азия входила, по крайней мере частично, в область формирования Homo sapiens.

Комментариев нет:

Отправить комментарий