Люди активно строят гипотезы о том, что представляли собой неандертальцы и какова была их судьба, с тех самых пор, как в долине Неандер близ Дюссельдорфа в 1856 году был откопан первый череп неандертальца.
На данный момент возобладало мнение, что неандертальцы были не прямыми предками современного человека, а лишь боковой ветвью его разветвленного генеалогического древа. Однако некоторые антропологи не отказываются от идеи, что на том или ином этапе своей истории неандертальцы скрещивались с людьми, – а значит, каждый из нас в чем-то неандерталец.
Однако результаты нескольких исследований ДНК, в том числе новейшего, статья о котором опубликована журналом Cell, мало чем подтверждают эту теорию. Всякий раз, когда удавалось проанализировать последовательность сильно поврежденных фрагментов ДНК, извлеченных из костей неандертальцев, оказывалось, что их генетические вариации далеко выходят за пределы вариаций, наблюдаемых у современного человека.
Например, новейшие исследования показывают, что общий предок неандертальцев и современных людей жил примерно 660 тыс. лет назад – задолго до того, как около 100 тыс. лет назад в Африке появился Гомо сапиенс в качестве отдельного биологического вида.
Однако ученые, осуществившие это исследование, подчеркивают, что их результаты пока не могут полностью исключить вероятность ограниченного, узкомасштабного межвидового скрещивания между неандертальцами и кроманьонцами где-то между Кавказом и Западной Европой – в географическом ареале распространения неандертальцев.
Одно из самых убедительных доказательств в пользу этого тезиса обнаружилось лет десять назад, когда ученые нашли на территории современной Испании скелет мальчика, умершего примерно 25 тыс. лет назад. Его коренастое сложение наводило на мысль, что перед нами гибрид неандертальца с кроманьонцем, но другие ученые полагают, что это просто врожденные особенности.
Несомненно, неандертальцы внешне должны были сильно отличаться от тех, кто пришел в Европу впоследствии. Грудная клетка у неандертальца была бочкообразная, то есть талии практически не было, отчего они, видимо, казались еще более грузными.
Массивные челюсти, двойные надбровные дуги, из-за которых лоб нависает, хорошо развитые мускулы – все это придавало им сходство с тупыми бандитами. Но, хотя слово "неандерталец" и ассоциируется с идиотизмом, на деле они были разумными существами: пользовались огнем и весьма замысловатыми каменными орудиями, одевались в звериные шкуры и хоронили мертвых. Наличие подъязычной кости в аппарате их гортани позволяет предположить, что они могли говорить. Впрочем, большинство специалистов не верит, что у неандертальцев развился сложный язык, который в то время формировался у кроманьонцев.
Профессор Крис Стрингер, заведующий отделом происхождения человека в лондонском Музее естественной истории, полагает, что долгий период отсутствия контактов между неандертальцами и кроманьонцами – и их взаимной генетической изолированности – означает, что они стали глубоко различаться между собой в физическом и психическом отношении.
"Следовательно, вопрос в том, как воспринимали друг друга эти популяции, когда встречались. Как таких же людей или как врагов, а может быть, как совершенно чуждые существа или даже как добычу? – поясняет он. – Ответа мы не знаем. Возможно, в разных местах и разные времена было по-разному, тем более что люди в своем поведении бывают весьма переменчивы".
Возможно, мы так и не узнаем, что случилось, когда в места, населенные неандертальцами, пришли люди современного типа. Возможно, они просто держались друг от друга подальше, и неандертальцы отступили в свой последний оплот в Европе – систему пещер на Гибралтаре, где обнаружены самые свежие кости неандертальцев.
Либо между видами произошел кровавый конфликт – один из тех, что во все времена характерны для истории человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий