ТОЛБАГИНСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура эпохи палеолита, существовавшая в Заб. 35–25 тыс. л. н. Объединяет ряд поселений – Толбага, Мастерова Гора, Арта-2, -3, Варварина Гора, Каменка-А, Подзвонкая, Сапун и ряд др. Характеризуется техникой обработки камня, основанной на изготовлении пластин. Коррелируется с макаровской культурой Прибайкалья и кара-бомовской культурой Алтая. Ведет происхождение от центральноазиатских леваллуа-мустьерских культур. Существовала одновременно с куналейской культурой, к-рой присуща техника отщепа.
"В одном из толбагинских жилищ (№3) обнаружена редчайшая находка - скульптурное изображение головы медведя. Оно исполнено из зубовидного отростка второго шейного позвонка шерстистого носорога. Сравнение чаcти позвонка, на которой изображена морда медведя, с аналогичными частями других вторых шейных позвонков шерстистого носорога исключает возможность патологических отклонений в строении зубовидного отростка именно такой формы.
Для придания зубовидному отростку очертаний головы медведя древний скульптор сгладил гребень, идущий по заднему его краю, приходящемуся на затылочную часть головы медведя, и отчленил глубокой выемкой характерную для медведя нижнюю губу. Об этом свидетельствуют и оставленные орудием, которым действовал человек, следы "трения" в прорези пасти зверя (Константинов, Сумароков, Филиппов, Ермолова, 1983). Следы скобления и резания, ясно проступающие на поверхности изделия при увеличении под микроскопом в 10-15 раз, указывают, что работа производилась каменным орудием с неоднократно выкрашивающимся краем. Используя конусовидную форму отростка, скульптор сумел экономными приёмами, удаляя часть костной массы, создать реалистическое изображение медвежьей головы. Особую живость выражению его морды придаёт приподнятый кверху кончик носа, смоделированный таким образом, что хорошо чувствуются даже широкие ноздри принюхивающегося зверя.
Поразительно точно изображена характерная для медведей оттопыренная нижняя губа (у других хищников губы плотно прижаты к зубам). Свойственные медведю маленькие глаза едва угадываются на скульптуре, но тем не менее создан законченный образ со всеми присущими ему особенностями и пропорциями. Без сомнения, скульптура создана древним мастером, хорошо знавшим как натуру, так и материал и прекрасно владевшим резцом (Константинов, Сумароков, Филиппов, Ермолова, 1983). Пространственно близких аналогий скульптура не имеет. С учётом возраста культурного горизонта толбагинская скульптура может быть определена как древнейшая скульптура Азии и одна из древнейших в мире."
Константинов М.В. Каменный век восточного региона Байкальской Азии. - Улан-Удэ - Чита, 1994. – С. 145
"В одном из толбагинских жилищ (№3) обнаружена редчайшая находка - скульптурное изображение головы медведя. Оно исполнено из зубовидного отростка второго шейного позвонка шерстистого носорога. Сравнение чаcти позвонка, на которой изображена морда медведя, с аналогичными частями других вторых шейных позвонков шерстистого носорога исключает возможность патологических отклонений в строении зубовидного отростка именно такой формы.
Для придания зубовидному отростку очертаний головы медведя древний скульптор сгладил гребень, идущий по заднему его краю, приходящемуся на затылочную часть головы медведя, и отчленил глубокой выемкой характерную для медведя нижнюю губу. Об этом свидетельствуют и оставленные орудием, которым действовал человек, следы "трения" в прорези пасти зверя (Константинов, Сумароков, Филиппов, Ермолова, 1983). Следы скобления и резания, ясно проступающие на поверхности изделия при увеличении под микроскопом в 10-15 раз, указывают, что работа производилась каменным орудием с неоднократно выкрашивающимся краем. Используя конусовидную форму отростка, скульптор сумел экономными приёмами, удаляя часть костной массы, создать реалистическое изображение медвежьей головы. Особую живость выражению его морды придаёт приподнятый кверху кончик носа, смоделированный таким образом, что хорошо чувствуются даже широкие ноздри принюхивающегося зверя.
Поразительно точно изображена характерная для медведей оттопыренная нижняя губа (у других хищников губы плотно прижаты к зубам). Свойственные медведю маленькие глаза едва угадываются на скульптуре, но тем не менее создан законченный образ со всеми присущими ему особенностями и пропорциями. Без сомнения, скульптура создана древним мастером, хорошо знавшим как натуру, так и материал и прекрасно владевшим резцом (Константинов, Сумароков, Филиппов, Ермолова, 1983). Пространственно близких аналогий скульптура не имеет. С учётом возраста культурного горизонта толбагинская скульптура может быть определена как древнейшая скульптура Азии и одна из древнейших в мире."
Константинов М.В. Каменный век восточного региона Байкальской Азии. - Улан-Удэ - Чита, 1994. – С. 145
Комментариев нет:
Отправить комментарий