воскресенье, 1 мая 2011 г.

13 млн лет. Заяц..


     Все мы в детстве мечтаем найти укромное местечко со старинным сундуком и немыслимым кладом. Обычно палеонтологические открытия совершаются в ходе тяжелой и трудоемкой работы, в тяжелых полевых условиях, в горах и пустынях. Но чтобы взять и открыть сундучок, а там… Южноамериканские Анды таят еще немало тайн, что и подтвердило обнаружение нового вида доисторического копытного млекопитающего, больше всего похожего на гибрид зайца с собакой.Об этом открытии можно было бы написать уже в 1999 г., когда останки странного существа впервые нашли в Южной Америке, а точнее в местечках Quebrada Honda Rio Rosario, что в южной Боливии на самой границе с Аргентиной. Именно тогда Дэрин Крофт (Darin A. Croft), научный сотрудник Кливлендского музея естественной истории и доцент анатомии Кливлендского университета (штат Огайо) просматривал ящики с ископаемыми костями и черепами в Национальном музее естествознания в Ла-Пасе (Боливия). Он там был на очередном симпозиуме и решил просмотреть имеющиеся коллекции. Местный палеонтолог Федерико Анайя (Federico Anaya) стал соавтором открытия.



Крофт и ранее бывал в Южной Америке, работал в Чили, Боливии и Эквадоре, но таких драгоценных находок не встречал. Если не считать его работы со Сью. Вы не знаете, кто такая Сью? Это самый полный из всех найденных скелетов знаменитого динозавра Tyrannosaurus rex!
  Но вернемся к костям из Ла-Паса. Почти 30 лет они ждали своего специалиста, а потом еще несколько лет ушло на анализ и сравнение с находками в других музеях и институтах. Поиски проводили в Нью-Йоркском American Museum of Natural History, во Флоридском Museum of Natural History, в Аргентинском Museo de La Plata, и в Чикагском The Field Museum. Наконец, описание нового зверька, названного Hemihegetotherium trilobus, появилось в авторитетном журнале «Journal of Vertebrate Paleontology» (т. 26, № 2, с. 387–399).

В распоряжении ученых был полностью сохранившийся череп длиной около 15 см, фрагменты скелета и челюсти. Животное было размером с гончую собаку и весило около 10 кг. Его коренные зубы не имели корней (как и у современных зайцев и кроликов), а на лапах было по 4 пальца, каждый из которых оканчивался небольшим копытцем.
озраст находки оценивается в 13 млн лет (средний миоцен). По мнению ученых, зверь, видимо, обитал на открытых пространствах, но прятался в норах, подобно современным кроликам. Строение зубов говорит о том, что копытный заяц питался травой и другими небольшими растениями, а строение ног – о том, что он мог и быстро бегать, и рыть норы.

Новый вид отнесли к вымершему отряду травоядных млекопитающих Notoungulata. Некоторые из этих млекопитающих – типотерии (подотряд Typotheria), к которым причислили и новый боливийский вид, сочетали признаки копытных и грызунов. Впрочем, другие их представители, такие как энтилонихии и токсодонты, были больше похожи на тапиров и носорогов. Токсодонты, например, весили около тонны. Группа более чем разношерстная и экзотическая, с весьма интересной и поучительной историей.

Появились нотоунгуляты в Америке в начале палеогена (около 67 млн лет назад, вскоре после исчезновения динозавров). Расцвет группы пришелся на середину кайнозойской эры.

Здесь надо отметить, что в те времена Южная Америка, где и «расцвели» нотоунгуляты, была полностью изолирована и от Антарктиды, и от Северной Америки, то есть от всего прочего мира. Это и способствовало возникновению множества эндемичных и совершенно необыкновенных групп животных, которые нигде более не встречались и не встречаются. Кроме нотоунгулят и других копытных там обитали сумчатые опоссумы, прыгающие крысы и прочие гигантские грызуны, покрытые броней черепахоподобные глиптодонты, верблюдоподобные литоптерны, броненосцы, ленивцы и примитивные обезьяны.

Интересно, что первые ископаемые находки из Южной Америки полтора века тому назад собрал и исследовал великий натуралист Чарльз Дарвин. Во время путешествия на корабле «Бигль» он исследовал в этих местах остатки гигантских токсодонтов. Эти крупнейшие представители отряда нотоунгулят имели 2,75 м в длину и 1,5 м в высоту, а по облику напоминали не то носорогов, не то современных водосвинок-капибар.

И до сих пор по степени эндемизма Южная Америка (а точнее неотропическая зоогеографическая область, если включать Центральную Америку и Карибский бассейн) бьет все рекорды среди других материков и зоогеографических областей по большинству таксономичесикх групп – классов, отрядов и семейств. Достаточно вспомнить колибри, муравьев-листорезов, уже упомянутых широконосых обезьян, муравьедов, броненосцев, ленивцев, опоссумов, вискаш, капибар, шиншилл, а также нанду, туканов, гоацинов и т.д.
Но около 2–3 млн лет назад, когда Панамский перешеек вновь связал обе Америки, началось перемешивание северной и южной фаун. При этом пробраться на север и «закрепиться» там удалось лишь немногим «южанам». Зато на юг вторглись североамериканские хищники и грызуны, вытеснившие местных эндемиков из их экологических ниш. Хотя, по мнению Крофта, некоторые нотоунгуляты «продержались» практически до современного исторического периода и вымерли не более 10 тыс. лет назад. Возможно даже, что их застали первые появившиеся в этих краях первобытные люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий